<<
главная
ФЛОТЭКСПЕРТ
архив статей
N5 2005
N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004
N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003
Публикации
|
СУДОСТРОЕНИЕ
И СУДОРЕМОНТ
ВРЕМЯ БЫТЬ
ПАТРИОТАМИ
(продолжение, начало
см. Интервью
на радиостанции ТИХИЙ ОКЕАН и "Флотэксперт" №3-2005)
Из
интервью главного инженера компании
"ТУРНИФ" Юрия Павловича Торникова (Ю.П.).
радиостанции "Тихий Океан". С Юрием
Павловичем беседовала ведущая Приморского радио
и радиостанции "Тихий Океан" Наталья
Георгиевна Орлова (Н.Г.). В беседе также принял
участие Юрий Анатольевич Глазырин (Ю.А.),
директор "Компании Атолл".
Н.Г. - Экономика нашего края
связана в основном с морем, здесь находится
рыбацкий, торговый, военный и
научно-исследовательский флот, а каждому судну
требуется ремонт - текущий, плановый,
капитальный. "Лечат" флот на судоремонтных
предприятиях края. Каково сегодня положение дел
на этих предприятиях, каковы их перспективы.
Рассказывает наш корреспондент Анатолий
Матвиенко (А.М.)
А.М. - Только в прошлом году на всех
судоремонтных заводах Приморского края было
отремонтировано ни много - ни мало 503 судна.
Выполнено работ на 1 млрд. 560 млн. рублей, что выше
уровня 2003 г. На 27 % выросли налоговые платежи
судоремонтного комплекса Приморья. Средняя
заработная плата в отрасли составила 7,5 тысяч
рублей, рост по сравнению с 2003 г. на 25 %. Самые
высокие экономические показатели за прошлый год
на Славянском и Находкинском СРЗ.
На одном из
совещаний в администрации края был обсужден
вопрос о создании в крае судоремонтного
консорциума, в который предполагается включить
судоремонтные, судостроительные и
машиностроительные предприятия края. По мнению
администрации края, консорциум позволит
производителям наиболее активно участвовать в
разработке и освоении нефти и газа на
Сахалинском шельфе и не остаться в стороне от
грандиозной стройки - нефтепровода Ангарск -
бухта Перевозная. Участие в этих важнейших для
экономики Дальнего Востока проектах предприятий
Приморья приведет к созданию дополнительных
рабочих мест, увеличению заработной платы,
качественному повышению жизненного уровня
жителей края. Для финансовой поддержки,
создаваемого консорциума будет создан
стабилизационный внебюджетный фонд.
Планируется, что в консорциум войдут заводы:
"Звезда", "Аскольд", "Варяг",
Восточная верфь, "Эра", Славянский СРЗ и ряд
других предприятий края. Администрация края
заверила участников совещания, что участникам
консорциума будет оказана необходимая помощь.
Н.Г. - Недавно в программе нашей радиостанции,
была затронута проблема применения в
судоремонте информационных технологий. И если
сегодня мы говорим о возрождении отечественного
судоремонта, то речь идет вовсе не о том, чтобы
восстановить его в прежнюю структуру, когда
каждое ведомство обзаводилось собственным
судоремонтным предприятием, и придерживалось
своих собственных нормативов. Сегодня для
предприятий, имеющих свой флот это слишком
большая роскошь. Все согласны с тем, что если уж
восстанавливать отрасль, то на более высоком
уровне. Мы продолжаем беседу об этом с главным
инженером компании "ТУРНИФ" Юрием
Павловичем Торниковым и директором "Компании
"Атолл" Юрием Анатольевичем Глазыриным.
Ю.А. - Суть партнерства "Компании
"Атолл" с судовладельцами - компьютеризация,
автоматизация судоремонта, подготовка
документации на уровне договоренности
судовладельца и исполнителя - судоремонтного
предприятия.
Ю.П. - Это решение комплекса вопросов,
связанных с объемами, с ценовой политикой,
договорами, ремонтными ведомостями, то есть для
упорядочивания, подготовки всех этих документов
и подготовки пароходов для постановки в завод с
полной документацией.
Ю.А. - Собственно говоря, мы этим занимаемся с
2000 г., а сам проект появился в 1992 г., но то время не
было благоприятным для нашей промышленности. А
вот с 2000 г. интерес появился.
Ю.П. - Судоремонт начал развиваться,
становиться на ноги. Естественно, потребовались
первоначальные документы - источники
ценообразования. Поскольку государство, как бы
устранилось от этой проблемы, то заниматься ей
пришлось частным структурам, в частности,
"Компании "Атолл".
Ю.А. - Интерес к компьютеризации у предприятий
поднялся в 2003 г., но готовность к внедрению
появилась только сейчас. Потому, что оказалось,
что кроме компьютеров к этому должен быть
подготовлен и русский менталитет. Кроме того из
судоремонтной отрасли поуходили, специалисты,
профессионалы, которые назубок знали и все
нормативные документы и организацию работ. А
новое поколение, которое пришло им на смену,
оказалось не очень готовым к этим вопросам.
Технология, организация производства
судоремонтных работ, подготовка кадров у нас
упали. Но теперь при помощи компьютеров имеется
возможность базы данных, базы знаний применять в
своей работе. Есть и еще одна проблема - рост цен
на материалы, применяемые в судоремонте. Это
большая головная боль.
Ю.П. - Самое главное в бизнесе - это
доверительные отношения между заказчиком и
судоремонтным предприятием. Раньше бывали
случаи, когда заводы так накручивали цены, что
стоимость ремонта судна становилась
баснословной. И пароход оставалось оставить у
причала.
Все упирается в то,
что там, где государство не вмешивается, не
регулирует производство, там возникает почва для
махинаций и обманов. То есть, при участии и
контроле со стороны администрации края
необходимо создать единую открытую ценовую базу,
общедоступную как для заказчиков, так и для
заводов. При этом надо создать условия защиты
рынка судоремонтных услуг от ценовой монополии.
Ю.А. - Новые компьютерные технологии начинают
помогать. Большие объемы информации можно
перерабатывать разным образом и применять
действующие, текущие цены и формировать
договорную стоимость судоремонта. На уровне
согласования ремонта уже можно говорить о сроках
и технологии, требуемой от нас Морским Регистром
- это обеспечение живучести судна. Если
своевременно, правильно и качественно написана
подготовительно-технологическая документация,
то можно качественно подготовить производство,
инструмент, материалы, специалистов, графики
проведения работ. К тому же, у судовладельца
появляется возможность спланировать ввод судна
в эксплуатацию, подготовить хорошие рейсы.
Н.Г. - Продолжая тему судоремонта, давайте
остановимся на такой актуальной проблеме, как
кадры. Получается так, что наши специалисты
сейчас востребованы за рубежом, где ремонтируют
наши же суда, в то время, как здесь простаивают
сложные станки, к которым, попросту, некому
подступиться.
Как Вы решаете
кадровые вопросы, если сейчас судоремонтники
работают за рубежом?
Ю.П. - Вы хотите, чтобы "ТУРНИФ" забрал
этих людей к себе? Но ведь люди свободны в своем
выборе, они где хотят, там и работают, чаще всего,
там, где больше платят. Можно сказать, что сегодня
у нас имеется переизбыток рабочей силы и
переизбыток судоремонтных заводов, поэтому есть
выбор. У нас есть огромный выбор, именно людей.
Н.Г. - Требуется ли переучивание персонала?
Ю.П. - Сейчас, кстати, уже на уровне президента
подняли вопрос, что стране необходимы инженеры.
Хватит экономистов, бухгалтеров, юристов. Нужны
специалисты - инженеры, и не общего профиля, как
это было, а узкой специализации. А молодежь у нас
очень талантливая: сейчас у меня работают
молодые специалисты, которые за год впитывают
столько, что мне понадобилось бы на это
три-четыре года. И для этого они используют
именно новейшие информационные технологии. Но
имеются у меня и старые кадры, которым есть чему
научить молодежь, передать чисто практический
опыт.
На Дальзаводе есть
уникальный станок "Шкода", который шлифует,
точит, протачивает очень большие детали, а
специалисты-старички ушли. Дело доходит до того,
что приходится искать по городу этих
пенсионеров, чтобы станок заработал. Надо, чтобы
они обучали молодежь.
Тоже самое
касается и проточки таких серьезных деталей как
коленчатые валы.
Это уникальные
работы, где нужны и профессиональные навыки,
которым за год-два человека не обучишь.
Требуется, чтобы человек этим занимался лет
пять-шесть, да еще и способности у него должны
быть. Вот такие специальности и надо возрождать,
без этого не будет у нас ничего, не только
судоремонта. Нужны умные, толковые рабочие руки,
ну и, естественно, надо платить ребятам так, чтобы
они чувствовали, что не зря работают, что они
нужны. Я знаю, что на заводах в Корее и Португалии
классный специалист уровня 5-6 разряда (сварщик,
слесарь-дизелист) зарабатывает от трех до пяти
тысяч долларов. И, может быть, это правильно.
Кое-что ведь людям дается "от бога". Кто-то
там хороший артист, а этот - прекрасный сварщик. И
значимость таких людей, их роль в обществе нужно
повышать, они нам очень нужны и простой советский
(российский) инженер, и квалифицированный
рабочий.
Интервью
печатается с согласия радиостанции "Тихий
Океан"
СПРАВКА:
Радиостанция
"Тихий Океан" ведет передачи в диапазоне
средних волн на частоте - 810 кГц и в диапазоне
коротких волн - 12065 кГц ежедневно, с 19:35 до 20:00 по
Владивостокскому времени. Зона вещания:
Приморский, Хабаровский край, Сахалин, Курилы,
Камчатка, на Охотское и Японское море.
АДРЕС РАДИОСТАНЦИИ:
690950, Владивосток, ул.Уборевича, 20-А, "Тихий
Океан".
Тел (4232) 22-34-54
deeva@ptr-vlad.ru
|
|