Компания Атолл

Компьютеризация флота статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N5 2003г

<< главная

N 5 - 2003

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005

N4 2005

N1 2004

N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003

N7 2003
Публикации

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

БЕСЕДЫ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ФЛОТА
Начало см. "Флотэксперт" №№ 3, 4 - 2003

КОМПЬЮТЕР НЕ БАЛЛАСТ

    Начнем с конкретного примера:
    На судне, в судоходной компании или в каком-либо отделе судоремонтного предприятия руководитель дает подчиненному срочное задание: в течение двух часов подготовить пакет документов (например, Заявку или Договор с приложениями в виде сводного расчета, таблицы, спецификации или ведомости с дополнительными приложениями – блок-схемами, эскизами или чертежами). Опытному пользователю, на основе заготовок, выполнить такую работу труда не составит. Через час документы на экране компьютера уже можно прочитать. Но печать документа никак не идет, ни в течение следующего часа, ни после всех очередных контрольных сроков. Более того, самостоятельные действия пользователя приводят компьютер к полному отказу и выходу из строя.
    Как в этой ситуации поведет себя руководитель? Кого он накажет за отсутствие документов и неработающую технику? Как снизить риск возникновения подобных ситуаций?

    Попробуем взглянуть на эти вопросы с точки зрения "зон ответственности" (см."Флотэксперт" №4-2003). Рассмотрим первые три пункта, представив себе практически идеальную ситуацию, например, на судне. Итак:

1. Аппаратная часть
    Надежно закреплены питающие и соединительные шнуры, зафиксированы внутренние устройства. Вентиляторы смазаны и работают без посторонних шумов. В корпусе компьютера, монитора, принтера и сканера отсутствуют пыль, мусор и насекомые (профилактика обязательна не реже двух раз в год). Корпус закрыт и крупные отверстия заглушены. Системный блок, монитор и принтер установлены на пористую резину и закреплены, доступ воздуха обеспечен. 
    На все оборудование имеется документация с описанием возможных неполадок и методов их устранения. На дискетах или компакт-дисках имеются программы настройки устройств (драйвера оборудования). Если документация и драйвера не поставлялись, их можно получить с интернет-сайта производителя. Кроме этого, важно наличие спецификации и гарантийных талонов от поставщика техники. 
    Очень полезно завести на компьютер и периферийные устройства журнал или паспорт. В них заносится фактическая комплектация, маркировка основных узлов и устройств, изменения конфигурации компьютера, даты профилактик и ремонтов (последние, с описанием причин). Этот документ позволит экипажу в нештатной ситуации при связи с берегом скоординировать работу по восстановлению ПК. 
    В достаточном количестве расходные материалы (чернила, дискеты, CD-матрицы, бумага), инструменты, ЗИП (модули памяти, видео карта, жесткий диск).
Для судов с длительными рейсами необходимо иметь два–три рабочих компьютера с идентичной конфигурацией для оперативной замены вышедших из стоя элементов. Все они должны быть оснащены блоками бесперебойного питания.
    За соблюдением этих несложных требований назначено ответственное лицо из штатного состава экипажа, его должностная инструкция дополнена пунктами по обслуживанию компьютерной техники. Желательно, чтобы этот человек прошел специализированные курсы и получил соответствующий квалификационный документ.

2. Системное программное обеспечение
    Операционная система (ОС), набор инсталляций инструментального и сервисного обеспечения лицензионные и соответствуют техническим возможностям компьютера. Их копии имеются на винчестере компьютера и на компакт-дисках. В наличии загрузочная (аварийная) дискета. Сохранены системный реестр и копия FAT-таблицы. Первоначальная установка и настройки задокументированы в журнале (паспорте) ПК. Имеется техническая документация по ОС и утилитам.
    Как правило, начальные сведения о системах даются в учебных заведениях и центрах переподготовки пользователей. 

3. Пакеты прикладных программ (ППП)
    Так как большинство задач флота связано с подготовкой документов достаточно общего характера и используется для этого стандартный пакет MS Office, то его инсталляция также должна иметь копии на компьютере и компакт-дисках. Не нужно устанавливать лишние, не используемые программы данного пакета. Версия программы соответствует техническим возможностям оборудования и ОС. Все программное обеспечение лицензионное, документировано, имеются пакеты обновлений, методическая литература. Пользователи прошли подготовку и имеют соответствующие свидетельства. 
    Кроме MS Office, на компьютере могут быть установлены дополнительные программы: переводчик, программы распознавания сканированного текста, обработки графических изображений и некоторые другие. Для этих программ также имеется техническая и методическая литература.
В журнал (паспорт) ПК внесен список установленных пакетов прикладных программ с указанием решаемых ими судовых задач и соответствующий список ответственных лиц (пользователей).
    Лишние программы крайне нежелательны, т.к. занимают далеко не безграничные ресурсы ПК. 

    Этот несложный перечень условий обеспечивает стабильную работу техники, дисциплинирует пользователей и облегчает поиск причин отказа оборудования.

Приглашаю читателей (специалистов и не только) к диалогу, жду вопросы для обсуждения. 
Хотелось бы знать, актуальна затронутая тема или нет?

ГЛАЗЫРИН Ю.А.
atoll@stl.ru

(Продолжение следует…)



TopList