БЕСЕДЫ
О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ФЛОТА
ПРЕЙСКУРАНТ ДЛЯ
СУДОРЕМОНТА - КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?
- Если Вам выступить в
роли арбитра между заказчиком и исполнителем по
судоремонту, что скажете? - обратился ко мне
главный инженер ТУРНИФ Торников Ю.П.
- А что брать за основу для формирования
стоимости этого судоремонта? - прозвучал в ответ
встречный вопрос.
Действительно, при рассмотрении
ремонтной документации рыбопромыслового флота
этого судовладельца, а так же аналогичных
документов владивостокских, калининградских и
петрозаводских рыбопромысловых компаний,
волжских и иртышских судоремонтных предприятий
подтверждается все, о чем было сказано в
предыдущей статье (Флотэксперт №1-2004 г. "Море
еще не высохло"). Везде использовались старые
РВ и сметы, их калькуляция производилась по
заводским прейскурантам и УКН-ам. Требования по
содержанию перед составителями ужесточались в
плане указания точных объемов работ и
материалов. Сегодня от старшего механика судна
начинают требовать самостоятельного измерения и
расчета площади покрасочной поверхности
грузобаластных и топливных танков, трюмов и
помещений судна с учетом размеров конструкций
набора и количества шпаций. В некоторых случаях
требования доводят до абсурда, когда механик
начинает расписывать при текущем ремонте
вспомогательного котла стандартные размеры
фланцев и количество отверстий в них. После чего,
все написанное начинают оценивать в рублях,
сметных часах или в инвалюте (на все случаи
жизни).
Обучать механиков составлению
ремонтных ведомостей, возможности у
судовладельца нет. Также как нет возможности
снабдить все суда прейскурантами и
справочниками предполагаемых судоремонтных баз.
Нужно ли это делать?
Все, кому приходилось работать со
сметами по различным прейскурантам, возможно,
обратили внимание, что описанные в них работы,
мало чем отличаются от описания технологии
процесса. Значит, технологическая база едина.
В нормосборниках время на проведение
данных работ, так же в малой степени отличается
от времени, указанного в других морских
отраслевых документах.
Другое дело, регион, возраст судна и
коммерциализация судоремонтного предприятия.
Важно также, выполняются ли работы на базе
больших производственных мощностей или силами
временных бригад (шабашников). Тут возникает
масса отличий. Это накладные расходы, сроки
работ, зарплата, качество, оперативность и
эффективность управления.
При чем здесь
компьютеризация?
Обратите внимание: там, где появляются
молодые и энергичные руководители, в скором
времени, появляются компьютеры и компьютерные
сети. А где у руководства остается "старая
гвардия", отвергающая прогрессивную и
цивилизованную управленческую работу, там
продолжают писать карандашами на пожелтевших от
времени бланках смет, и изредка, просят
секретаря, что-нибудь текстом набрать на ПК.
И тем и другим, как воздух нужна
оперативность. И те и другие считают свои
прейскуранты закрытой коммерческой информацией.
Но судовладелец по отработанным сметам уже
ориентируется в объемах, сроках и стоимости
типовых работ. Он достаточно точно может
предполагать, где ему выгодно ремонтировать
судно. Это давно не тайна.
Картина меняется, когда за составление
заявки садится конкретный инженер-механик, а за
ее расчет, конкретный заводской инженер-сметчик.
Что интересно, и руководителям, и
инженерам очень хочется иметь удобный документ
для этой работы.
Что можно
предложить?
Таким документом может стать Единый
или Типовой параметрический прейскурант на
судоремонтные работы, основным параметром для
расчетов, в котором, может быть - нормочас. Что
касается расчетов стоимости работ, то существует
единый тарифно-квалификационный справочник
(ЕТС). А для материалов - прейскуранты
производителей и поставщиков (к классификации
материалов можно вернуться позже). Сметную или
договорную стоимость можно регулировать
контрактным коэффициентом (что делается на
многих заводах).
Применение единого или типового
параметрического прейскуранта (прейскуранта
типовых работ) при предварительном расчете
стоимости ремонта, поможет судовладельцу более
точно определить объемы плановых затрат и сроки
ремонта. Для эксплуатационников, правильно
указать виды и объемы ремонта узлов и механизмов
судна, опираясь, к примеру, на содержание
"Характеристик объемов работ по категориям
ремонта комплектов и узлов судна".
В качестве инструмента для подготовки
сметно-заказной документации необходим
компьютер с соответствующим программным
обеспечением. Он выполнит работу технического
архива, калькулятора, пишущей машинки,
почтальона и беспристрастного арбитра.
Для чего?
На основе постоянно пополняемого
Единого прейскуранта, могут быть сформированы и
типовые РВ по всем разделам соответствующего
проекта судна.
Любой судовладелец сможет
воспользоваться уже наработанными сметами и
откорректировать их под конкретное судно.
Интернет передаст ремведомость на
предполагаемые заводы. Единый формат и понятное
в полном объеме содержание ведомости позволят в
кратчайшие сроки просчитать этот документ по
действующим расценкам конкретного предприятия.
И судно будет поставлено в док там, где стороны
найдут взаимопонимание.
Для подготовки расчетов РВ,
предварительных и исполнительных смет
потребуются десятки тысяч записей в электронном
виде. Расчет с использованием привычных книг не
будет столь оперативным. Кроме того, флот
постоянно модернизируется. Выпускается новое
оборудование, для которого технологии
восстановления и ремонта, нормы времени на
ремонт в электронном виде могут быть доступны
раньше, чем в печатном.
Что дальше?
Необходимая статистика для управления,
наличие информационно-поисковых систем,
справочников по СЗЧ и материалам, обработка
электронных вариантов журналов договоров и
журналов заказов - будут являться основными
задачами предприятий судовладельцев и
судоремонтников на основе расчетов РВ и смет.
Что касается требований к
содержательной части подобных систем,
справочников и прейскурантов, то можно отметить
уже приведенные соответствия с технологиями
судоремонта. Эти технологии жестко связаны с
требованиями Морского и Речного Регистра РФ.
Такую отрасль, как флот не нужно убеждать в
преимуществах и необходимости введения единого
прейскуранта на судоремонтные работы для
обеспечения высокого уровня технического
состояния судов.
В следующем номере
журнала речь пойдет о структуре РВ, смет и
использовании классификации материалов.
(продолжение
следует)
ГЛАЗЫРИН Ю.А.