Компания Атолл

Компьютеризация флота статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N6 2003г

<< главная

N 6 - 2003

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005

N4 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003

N6 2003
N7 2003
Публикации

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

БЕСЕДЫ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ФЛОТА
Начало см. "Флотэксперт" №№ 3, 4, 5 - 2003

КОМПЬЮТЕР НЕ БАЛЛАСТ

    В предыдущем номере мы рассмотрели три основных пункта “зон ответственности”: аппаратная часть, системное ПО, пакеты прикладных программ. В морских и технических ВУЗах эти вопросы изучают, но для профессиональной работы полученных знаний может оказаться недостаточно, да и техника не стоит на месте. Поэтому пользователи постоянно вынуждены самостоятельно осваивать работу с новым "железом" и новым ПО. Можно, конечно, пройти курсы углубленного изучения конкретных областей компьютерной грамотности, но следует учесть, что для этого потребуются серьезные затраты времени и финансов. 
    Как правило, на флоте и обслуживающих его береговых предприятиях информация достаточно однотипна. Но обработка этой информации (задач по проектированию судов, техническому обслуживанию флота, грузоперевозкам, подготовке и учету кадрового состава, материальному снабжению судов и предприятий) требует оперативности при обращении к базам данных (БД) больших объемов. К сожалению, обработка БД стандартными программными средствами MS Office достаточно затруднительна: MS Excel начинает существенно "тормозить" при объемах таблиц более 2000-3000 записей; MS Access может обработать 10000 строк и более, но у него существенно ограничены возможности редактирования записей.
    В силу этих причин, через какое-то время большинство пользователей приходит к решению об отказе от использования стандартных программных средств и поиску специализированного ПО. Если среди существующих программ нужных не обнаруживается, то пользователям приходится обращаться к программистам с постановкой задач для разработки индивидуального программного пакета.

4. Индивидуальные пакеты пользователя (ИПП)
    Примерами ИПП могут служить, например, программы бухгалтерского учета или правовые БД. Но для решения конкретных задач флота существует и разрабатывается множество других программ.
    Нужно отметить, что централизованного управления разработками ПО нет ни в одном государстве мира. Россия - не исключение. 
    Выбор существующего ПО для флота стоит начать со сбора информации в интернет и специализированных журналах. После предварительного ознакомления с собранными материалами по нужным программам, следует связаться с разработчиками и уточнить подробности по установке, эксплуатации и технической поддержке программных продуктов. Анализ различий, достоинств и недостатков программ потенциальный пользователь должен проводить совместно со специалистами в области информационных технологий и опытными производственниками. При этом приоритет отдается мнению производственников, а “компьютерщикам” необходимо проанализировать возможности привязки ПО к конкретным задачам предприятия. 
    Все вопросы изучения и сопровождения ПО решаются через назначенных с обеих сторон (разработчика и пользователя) ответственных лиц. Во время эксплуатации ИПП действует “горячая линия”. Все новые программы регистрируются в журнале (паспорте) ПК с указанием решаемых задач, ответственных пользователей, координатами разработчиков, перечнем обнаруженных ошибок и датой их устранения. Копии установочных программ находятся в компьютере и на CD-дисках. Копии БД регулярно сохраняются на внешних носителях. Пользователи, перед тем как приступить к работе с новыми программами, должны пройти необходимую подготовку и получить соответствующий допуск.

5. Непосредственно пользователь
    Большое значение в процессе эксплуатации ПК имеет квалификация пользователя и “человеческий фактор”. Увы, сегодня перед большинством компьютеров сидят “самоучки”. Чуть реже, но все же достаточно часто, руководители привлекают для выполнения работ на компьютерах молодых специалистов, загружая их делопроизводством, техобслуживанием ПК, сетевым администрированием. Как правило, это грамотные творческие ребята, готовые сделать все и для всех. Таких сотрудников коллеги уважительно называют “компьютерщиками”. Но существует и еще одна категория пользователей: они постоянно экспериментируют, доказывая себе и окружающим, что многое могут и умеют - крайне желательно как-то ограничить такие эксперименты. 
    В любом случае, грамотная организация труда, дисциплина, выполнение инструкций по эксплуатации оборудования и ПО обеспечат спокойствие и сотрудникам, и руководителю, позволят избежать потерь информации и выхода из строя техники и ПО.

6. Компьютерная сеть
    Для оперативной обработки документов, использования единых справочников и анализа сводных данных, собираемых с распределенных по организации или по судну рабочих мест все чаще используются компьютерные сети. При этом, на технических специалистов и пользователей ложится дополнительная ответственность за стабильную работу сетевых ресурсов. 
    Пользователи должны иметь четкое представление о требованиях, предъявляемые к ним при работе в сети. Ведь любая оплошность или нарушение порядка взаимодействия участников коллективной работы может привести к сбою функционирования целых организаций. 
    Стоимость элементов серьезного сетевого оборудования достаточно высока. Правда, несложные сети (например, на судне) могут стоить совсем недорого и быть успешно созданы самостоятельно силами экипажа по инструкциям методической литературы. Но даже такая "скромная" сеть позволит экипажу создавать и согласовывать массу документов без их предварительной распечатки, вести учет всевозможной информации в единой базе данных. Но стоит помнить, что новичок, неознакомленный с инструкциями и не имеющий навыков работы в сети, может создать проблемы всему экипажу.
    Для обеспечения технической поддержки сетевых ресурсов неодходимо иметь логическую и монтажную схему сети, спецификации на сетевое оборудование, перечень сетевых задач, списки пользователей. Крайне желательно, чтобы член экипажа, назначенный сетевым администратором, прошел обучение и аттестацию на соответствующих курсах. Стоимость таких курсов от 500 до 1000$ - есть над чем подумать руководителю.


    Спасибо всем читателям, приславшим свое мнение по поводу статей о компьютеризации флота. В последнем номере журнала за этот год, мы постараемся обсудить наиболее острые проблемы.
    Очень хотелось бы знать, что больше всего Вас заинтересовало в описании “зон ответственности”, с чем вы принципиально согласны или не согласны?
    Мы можем предоставить примерный методический план подготовки или самоподготовки для ознакомления с возможностями использования и обслуживания компьютерной техники в судовых условиях. 
    При вашем активном участии, в номерах следующего года, можно начать небольшой ликбез по вопросам автоматизации задач флота.
    Пишите. Спрашивайте. Хвалите. Ругайте.
    Лишь бы компьютер не был балластом на Вашем судне.

ГЛАЗЫРИН Ю.А.
atoll@stl.ru

(Продолжение следует…)

 


TopList