Компания Атолл

Компьютеризация флота статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N1 2004г

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ N1 2004г

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

БЕСЕДЫ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ФЛОТА
МОРЕ ЕЩЕ НЕ ВЫСОХЛО

   Работая над проблемой ускорения расчета стоимости ремонта судна, постоянно сталкиваюсь с проблемой выбора нормативной базы.
   На каждом предприятии существует сложившаяся годами методика. Современная техника способна применять любой подход к формам расчетов. Давайте попробуем рассмотреть, что же влияет на внедрение прогрессивных способов подготовки сметной документации.
   Во-первых, это потребность в осуществлении старых добрых принципов управления производством - планирование, учет, отчетность, контроль и анализ деятельности.
   Во-вторых, это обязательное выполнение требований нормативных документов, принятых в отрасли и на предприятии.
   В-третьих, это желание работать цивилизованно и быть в глазах своих коллег надежным партнером.
   По поводу управления производством и желания работать цивилизованно все ясно и понятно. Для этого администрации предприятия и руководителями подразделений потребуется провести некоторые организационные мероприятия и приложить определенные усилия.
   Гораздо сложнее в нашей отрасли с нормативными документами.
   Инструкциями по бухгалтерскому учету предусмотрено обязательное наличие прейскурантов на оказываемые услуги и документов, подтверждающих правомерность применения той или иной расценки работ и материалов, а также, обоснование применяемых коэффициентов.
   Например, в гражданском строительстве, в настоящее время, действуют утвержденные единые нормы (СНиП, ВСН) для всех строительных организаций. Размеры повышающих коэффициентов регулируют рынок и законодательство.
   На флоте единых утвержденных норм нет. Точнее сказать, они есть, остались еще от советской экономики конца 80-х (с тех пор их ни кто не отменял). Но приемлемы ли они сейчас?
   В судостроении (кораблестроении) и судоремонте применяют различные сборники норм, классификаторы и типовые перечни работ прошлых лет уже несуществующих министерств, несуществующего государства. К примеру, для судов рыбодобывающей отрасли, используются всем известные УКНы Минрыбхоза СССР. Для ремонта торгового флота - "Прейскурант оптовых цен на ремонт комплектов и узлов судов № 26-05-24" ММФ СССР, или заводские прейскуранты, созданные на его основе. Для более детальной расценки продолжают применять "Нормы времени на судоремонтные работы" по всем группам работ РД 31.96. …
   Судовладельцы применяют "Типовые ремонтные ведомости" по конкретному узлу или механизму судна. Чаще всего, заявка на ремонт формируется на основе заводских смет предыдущих ремонтов данного или типового судна.
   В этих документах расчеты жестко привязаны к тарифной сетке профессий-исполнителей, технологиям, инструкциям, классификаторам и ценникам материалов эпохи советского экономического планирования.
   Расчет расхода материалов по тому же прейскуранту №26-05-24 ММФ СССР привязан к РД 31.51.15-83 "Номенклатура-ценник калькуляционных групп материалов для судоремонта", где стальной прокат еще по 17 копеек за кг и полностью отсутствуют импортные материалы.
   Применять подобные документы на практике уже невозможно.
   Да, технологии судостроения и судоремонта пока немногим отличаются от времен 60-х и 80-х годов, но динамика изменений заработной платы, цен на материалы и накладные расходы предприятия совершенно не вписываются в устаревшие положения.
   Попытки перехода на компьютерную обработку сметной документации, материального и бухгалтерского учета в судостроении и судоремонте предпринимались и ранее. Издавались приказы и распоряжения по министерствам, создавались рабочие группы в институтах, разрабатывались единые нормативы, классификаторы и инструкции. При пароходствах и СРЗ создавались вычислительные центры со штатом до 70 человек, работавшие в три смены, основной задачей, которых являлся учет и формирование статистических данных для централизации управления флотом. Тем самым обеспечивался должный уровень технического состояния флота.
   ...Но времена изменились, произошли значительные изменения в структуре флота, в судостроении и судоремонте, далеко вперед шагнули компьютерные технологии.
   Что же мы имеем сейчас?
   Ремонтная ведомость (РВ), которая в настоящее время готовится судовладельцами, требует профессиональной проработки с заводским прейскурантом и приложениями. Ведь от того, насколько тщательно, грамотно и оперативно составлен этот документ, будет зависеть точность расчета стоимости и сроков ремонта судна. Поэтому многие механики и штурманы самостоятельно или по указанию руководящих служб стали готовить РВ с использованием компьютера.
   Пока в большинстве случаев подготовка информации делается в текстовом редакторе или в электронной таблице, где пользователь подставляет примерную стоимость работ, ориентируясь на заводские расчеты предыдущего ремонта двух- а то и пятилетней давности.
   Судоремонтное предприятие (СРП), получив такой документ, перерабатывает его по указанным показателям, техническим параметрам судового оборудования, конструктивным особенностям и производит расценку работ и материалов, по "принципу стелы" (если нет нужных расчетных, технических параметров - берутся выгодные и максимальные).
   Компьютерная обработка РВ, как правило, производится специально написанными для этого программами. Подобные комплексы программ для судоремонта уже разработаны и вышли на рынок. Сделаны они грамотными специалистами под конкретные предприятия. Случайным людям, достаточно сложно было бы разобраться в полном аспекте задач управления судоремонтом.
   "Такие программы нужны," - сказал мне в беседе один капитан дальнего плавания и добавил: "Море еще не высохло."
   В Интернет можно найти описания и подробную информацию о подобном ПО и его разработчиках. Но просто приобрести и установить программу еще не значит, снять с себя все проблемы по РВ, сама она не станет все за Вас делать.
   При внедрении компьютерных систем обработки сметной документации в настоящее время приходится очень часто сталкиваться с отсутствием знаний и навыков по формированию расчетных данных у специалистов-эксплуатационников. И приходится браться за старое - создавать методики для ручного расчета стоимости ремонта при использовании заводского прейскуранта или типовой ведомости.
   На береговых предприятиях для разработки новых или внедрения существующих систем компьютерной обработки смет, потребуется много и серьезно поработать над приведением в соответствие базовой информации. Необходима систематизация структурной схемы производства. Должен быть проанализирован складской учет на предмет соответствия классификации и стоимости материалов с прейскурантом на судоремонтные работы. Также потребуется откорректировать в прейскуранте тарифы специальностей по действующей ЕТС. В этом могут помочь положения и инструкции прежних лет, хранящиеся в техническом архиве вашего предприятия, но над ними потребуется поработать.


   Представим себе идеальную ситуацию: на судне или СРП выполнены все условия для подготовки и компьютерной обработки ремонтной ведомости. Теперь предстоит разобраться со следующими вопросами:
- какие нормативы должны быть едиными для флота?
- какой классификации материалов придерживаться - ГОСТ или ISSA?
- нужно ли закладывать в проектную документацию при постройке судна нормативные параметры, характеристики для ремонта узлов, чертежи судовых устройств и хранить в электронном архиве на борту судна?

   Эти проблемы волнуют не только нас, они приходят на Тихий Океан с Балтики, Черного моря, Каспия, Волги, Иртыша, Оби, Дона.
   Давайте попробуем разобраться в этих вопросах и обсудить их вместе: пишите atoll@stl.ru


(продолжение следует)

ГЛАЗЫРИН Ю.А.
atoll@stl.ru


TopList