Компания Атолл

Компьютеризация флота статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N 4 2003

<< главная

N 4 - 2003

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005


N1 2004

N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003

N7 2003
Публикации

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

БЕСЕДЫ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ФЛОТА

(Начало диалога о компьютеризации флота см. в №3-2003)

    На занятиях с судовыми механиками по теме "Обслуживание ПК в судовых условиях" все больше убеждаюсь, что из общего количества слушателей только 15-20% знакомы с проблемами по данному вопросу. Остальные не имеют ни малейшего представления ни о компьютере ни, тем более, о проблемах информационной безопасности.
    В соответствии с новыми требованиями, механикам-эксплуатационникам торговых, рыбопромысловых судов и танкеров недостаточно наличия только рабочего диплома. Среди массы документов требуется и свидетельство, подтверждающее умение работать на компьютере. Достаточно ли просто иметь такой документ? 
    Платные курсы на подтверждение или присвоение очередной категории (класса), где дается большой объем информации по различным темам, отводят механикам на информационные технологии не более 8 часов. Такой лимит времени способен только обозначить возможности "новых" технологий. В дальнейшем, потребуются немалые собственные усилия для изучения ПК и приобретения минимальных навыков работы с вычислительной техникой.
    Надо обязательно учесть и специфику работы на ПК в судовых условиях: отсутствие специалистов и консультантов в нештатной ситуации; малопонятная терминология компьютерной литературы, если таковая на борту имеется; отсутствие копий минимально необходимого ПО. Повышенные требования руководящего состава к технике в условиях отсутствия документации по обслуживанию и элементарных описаний компьютеров, приводят к ненужным экспериментам по замене комплектующих и переустановке систем собственными силами.
    Немаловажным фактором является почти повсеместная практика эксплуатации на судах бытовых компьютеров с весьма низкими техническими требованиями (влажность 40-60%; наклон до 2° [критический - 15°]; температура окружающей среды от +14°С до +35°С; вибрация, тряска и перепады напряжения недопустимы), хотя на рынке присутствует техника промышленного и даже морского исполнения. Правда цена отличается в 2-3 раза, но ведь не в десятки раз. Так бытовой комплект Pentium III стоит около $800 (с жидкокристаллическим монитором), а его аналог морского исполнения примерно $2500, но вы можете представить свой домашний ПК на мостике судна, идущего в 6-ти бальный шторм где-нибудь в тропиках? А этот даже работать может.
    Но не только в технике дело. Сформированная и годами накапливаемая судовая информация при неосторожном обращении с ПК в любой момент может быть потеряна. Причем, восстановление в некоторых случаях будет невозможно. 
    Вот пример из практики. Меня пригласили на одно судно восстановить работу компьютера. Довольно быстро выяснилось, что такого-то числа в 21:45 при попытке удаления "ненужных" файлов было удалено ядро операционной системы на единственном работающем компьютере. А судно тогда стояло в японском порту и готовилось к отходу. Других средств подготовки документов на судне не оказалось. Даже работающих пишущих машинок. Можете себе представить последствия для судна при задержке выхода из загранпорта. Что сделали с виновником ЧП, лучше не говорить...
    Кроме того, немало случаев несоответствия условий содержания, комплектации ПК и программного обеспечения техническим требованиям. Низкий уровень подготовки пользователей и руководителей.
    Пользователь должен понимать важность аккуратной и грамотной работы с информацией, ведь именно его будет обвинять руководитель в критических ситуациях. Да и сам руководитель не застрахован от ошибок. 
Исходя из всего этого многообразия проблем, предлагаю рассмотреть и "принять на вооружение" примерную схему зон ответственности для "общения" с ПК. 
    1. Аппаратная часть - корректная работа узлов, устройств и внешней периферии ПК (начиная от судовой электророзетки до модулей памяти внутри ПК). 
    2. Системное программное обеспечение - программный комплекс, под управлением которого работает ПК (не многие пользователи имеют представление об ОС собственного ПК и наличии необходимого пакета драйверов установленных устройств). 
    3. Пакеты прикладных программ (ППП) - программы, которые решают стандартные задачи общепользовательского характера, например, программы автоматизации документооборота (большинство пользователей с трудом представляют различия между MS Windows - это операционная система и MS Office- это ППП). 
    4. Индивидуальные пакеты пользователя - программы, которые решают поставленные производственные задачи пользователя ("Расчет остойчивости", "Подготовка Ремонтной ведомости" и др.). 
    5. Непосредственно сам пользователь - человек, правильно выполняющий инструкции по эксплуатации ПК в процессе решения поставленных задач. 
    6. Компьютерная сеть - корпоративная или глобальная сеть, объединяющая группу ПК или группу сетей между собой (включая Internet) для решения общих задач. На участников решения сетевых задач и саму Сеть, в свою очередь, накладываются те же зоны ответственности (с пункта 1 по пункт 5 настоящего списка). 
    О наличии проблем в той или иной части этой схемы и путях их решения может поведать только грамотный компьютерный специалист. Пришло время привлекать таких специалистов на флот.
    Судовладельцам пора наладить сеть сервисного обслуживания своего флота и подготовки комсостава не только в области эксплуатации судовых систем, но и в части грамотной и полноценной эксплуатации компьютеров для обеспечения своих служб стабильной работой информационных систем.

(Продолжение следует…)

ГЛАЗЫРИН Ю.А.
atoll@stl.ru


TopList