Компания Атолл

Компьютеризация флота статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N4 2004г

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ N4 2004г

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005


N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

БЕСЕДЫ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ФЛОТА

КАЧЕСТВЕННАЯ РЕМВЕДОМОСТЬ - УВАЖЕНИЕ К СУДОРЕМОНТУ

(продолжение, начало в №3-2004)

   Это было давно, в 1988 г. Работая технологом корпусного цеха ВСРЗ, мне приходилось уточнять объемы и места проведения работ на ремонтируемых судах. "Расшифровывка" записей в ремонтных ведомостях (РВ), для более понятного представления, выполнялась путем визуализации объектов, то есть, просто прорисовывались отдельные узлы корпусных конструкций с указанием на них объектов по номерам пунктов РВ. Согласованные и утвержденные, как судовым экипажем, так и прорабами завода, эти документы шли в техотдел и на участки смежных цехов. Такие эскизы и схемы с указанием на них конкретных мест замены или ремонта частей судовых конструкций и деталей стали неотъемлемой частью дефектовочных и цеховых ведомостей. Основными задачами этих рисунков являлось объединение описанных в различных разделах РВ работ, относящихся к одному цеху-исполнителю или к одной и той же специальности. Кроме того, определение не указанных сопутствующих работ, затраты времени на которые иногда превышали время выполнения основных работ. Например, для выполнения корпусно-сварочных работ требуются еще и изолировочные, слесарные, такелажные. При уточнении пунктов РВ с судовым экипажем на месте выявлялись дополнительные работы, не подведомственные Регистру РФ, но требующие неотложного выполнения.
   Часто приходилось перерисовывать схемы для смежных специальностей и судов той же серии. На это уходило немало времени. Да и копии снимать, в то время было непросто.
   После установки на рабочее место персонального компьютера ЕС 1840, текстовые документы и расчетные таблицы пошли быстро. Подготовка схем, эскизов типовых узлов на ПК далась не сразу. Графические программы под DOS требовали специальной подготовки и навыков. Но как только эскизы стало можно печатать, время на подготовку графических типовых документов для ремонтируемых судов значительно сократилось. Распечатки документов качественно отличались от рукописных.
   Для прорисовки эскизов и чертежей использовались простейшие элементы: прямые линии, прямоугольник, окружность, кривые линии, стрелки, заливка, ластик.
   Сегодня эти инструменты входят в стандартные офисные программы: готовить графические приложения к ремонтной документации можно в текстовом редакторе (Word), в электронной таблице (Excel) или в простейшем графическом редакторе (Paint), входящем в состав MS Windows.
   Работа технологов базируется на технической документации с обязательной подготовкой (обработкой) чертежей, эскизов, маршрутных карт и карт обмеров. Эти документы требуются в работе исполнителей работ и во многих случаях являются обязательными для предъявления в ОТК и согласования с Инспекцией Морского (Речного) Регистра РФ.
   В идеальном случае наличие электронных чертежей (проектной документации всего судна) сократило бы время подготовки технологических указаний на ремонт узлов судна. При их отсутствии можно воспользоваться простым сканированием фрагмента чертежа дефектуемого узла и дальнейшей его редакцией, например, в том же редакторе Paint.
   В отсутствии чертежа можно сфотографировать узел или деталь обычным (потребуется сканирование фотографии) или цифровым фотоаппаратом (у многих на руках имеются телефоны со встроенными фотокамерами), и также отредактировать оцифрованное (сканированное, импортированное) изображение, сделав соответствующие выноски, установив размерные линии, надписи и т.п. Прорисовка всего изображения для получения векторного формата чертежа потребует использования более производительного графического редактора. Здесь выбор ограничен конфигурацией пользовательского компьютера и способностью оплатить лицензионную программу. Для подготовки и обработки графики требуется большая производительность процессора (от 600 МГц), увеличенный объем оперативной памяти (от 128 Мб), увеличенный объем памяти видеоадаптера (от 16 Мб), больше места на диске (от 10 Гб).
   Для хранения и передачи комплекта графической информации, как приложения к ремонтной документации, необходимо позаботиться об экономии ресурсов компьютера пользователя. Объем графических файлов намного выше текстовых.
   Подготовленное изображение должно иметь размер достаточный для просмотра его на обычном экране (1024х768 или 800х600 точек). Объем файла влияет на его качество и возможность дальнейшей обработки. Если считать изображение окончательным, т.е. готовым для хранения, распечатки или отправки по электронной почте, то объем такого файла должен быть наименьшим (после обработки можно получить от 3 до 300 Кб). Для эскизов или чертежей можно использовать экономичный черно-белый режим. Наиболее приемлемыми форматами являются JPG, GIF, PNG (для этого используются команды в программных меню "Сохранить как" или "Экспорт …").
   Имена, присвоенные таким файлам, не должны создавать проблем ни пользователю, ни операционным системам компьютеров, ни почтовым службам интернет. Поэтому рекомендую именовать их латинскими буквами и/или цифрами, исключая специальные символы. Группировать сохраняемые файлы лучше в отдельные разделы (папки) по принадлежности к документу, судну, узлу или устройству, механизму, пункту РВ.
   Для обеспечения сохранности таких документов необходимо принять определенные меры: сделать резервные копии на внешних носителях, ограничить доступ пользователей, установить антивирусную защиту, обеспечить защиту дисков и ПК от электромагнитных полей и физических воздействий.
   Приходилось ли вам открывать изображения, длительно хранящиеся в единственном экземпляре на рабочем компьютере? Часто на них появляются повреждения: как правило, это измененная цветовая палитра, смещенное или обрывочное изображение, а то и просто черный квадрат...
   Для подготовки и обработки профессиональных чертежей и схем можно применять специализированные инженерные графические пакеты. При этом необходимо учитывать совместимость используемых форматов, версий программ, ресурсы системы, возможность приобретения лицензии, обучение пользователей (см. "Флотэксперт" №3-7 2003 г.).
   Начинать работать с графическими редакторами можно с любым уровнем подготовки (даже с нулевым). Важно понимание судовым экипажем и судовладельцем того, что приложения к пунктам ремонтной ведомости (фото дефектов, эскизы, чертежи, схемы, карты обмеров) снимут массу вопросов при приемке судна в ремонт, его дефектации, окажут помощь в подготовке и расчете сметно-договорной документации.
   Эта статья ориентирована не на профессиональных конструкторов и дизайнеров, а на специалистов, по роду своей деятельности, ставших пользователями ПК при переводе подготовки ремонтной документации на компьютерную обработку. Рассматривая их "творчество", инженеры-сметчики и технологи береговых предприятий, с уважением и благодарностью будут относиться к авторам таких документов. Ведь нормативные сборники прошлых лет снабжены типовыми чертежами узлов и устройств, и, сличая с ними полученные документы, намного легче будет применить нужные расценки и коэффициенты условий выполнения работ, точнее определить количество и цену материалов. А от сумм этих показателей зависит точность расчетов контрактной стоимости ремонта, сроков выполнения комплексных работ, поставка материалов и СЗЧ, сроки вывода судна из эксплуатации на время ремонта.
   В дальнейшем, отработанную ремведомость, можно применять в качестве типовой и/или накопительной для данной серии судов. Для подготовки РВ очередного ремонта можно использовать предыдущую ведомость, корректируя объемы и места проведения работ.


   В следующих номерах журнала мы попробуем рассказать о том, как формируется смета, как образуется договорная цена и как ведется журнал заказов на судоремонтном предприятии.
   Спасибо всем читателям, приславшим свои письма-отзывы на статьи. В них подтверждается актуальность темы компьютеризации флота и стремление совместно преодолеть трудности.

(продолжение следует)

ГЛАЗЫРИН Ю.А.
atoll@stl.ru


TopList