Компания Атолл

Статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N3 2006г

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ N3 2006г

N1 2008

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007
N6 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ

СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало см."Флотэксперт" №5-2005, №1-2006, №2-2006)

    Для того, что бы продолжить разговор о формировании стоимости ремонта судна, предлагаю представителям судовладельцев повнимательнее взглянуть на состояние ремонтных баз (БТО) и заводов (СРЗ), где ремонтируется их флот. Вы увидите ржавеющие крыши складов, треснувшие стекла в цехах, покрашенные еще в прошлом веке станки, разбитые причалы и неухоженные заводские территории, неприглядную и много раз залатанную робу рабочих, изношенный инструмент в их руках. Пусть не везде дела обстоят именно так, но подобная картина еще очень часто встречается на наших предприятиях. Мы восторгаемся идеальными условиями зарубежных судоремонтных баз. А кто нам не дает создать комфортные условия труда на наших - российских заводах?
    В советские времена за тем, что перечислено выше, следил отдел охраны труда, и его распоряжения неукоснительно исполнялись. Финансирование отдела и всего, что связано с затратами на содержание заводского хозяйства в должном порядке, шло от самого предприятия.
    Профессионалы приходили не просто с улицы, их готовили в ПТУ или на производстве. И сегодня никто не мешает обучать корабельному ремеслу молодежь, надо только, чтобы наставник был уверен, что его старания будут поощрены хорошей надбавкой, и чтобы ученик мог получить, пусть еще не заработанный, но гарантированный прожиточный минимум.
    Производственники стараются изыскивать средства на финансирование этих и массы других неотложных проблем (ремонт и обновление оборудования, установку охранной и противопожарной сигнализации, замену инструмента и т.п.). Каждый хозяйственник решает эти задачи по-своему.
    Здесь мы подходим к рассмотрению вопроса о накладных расходах.
    На любом предприятии прекрасно знают, как правильно распорядиться заработанными средствами. Бухгалтерия почти везде одинакова, как и ее балансовые счета. Но распределяются уже полученные деньги, которых, как всегда, не хватает. И не хватает именно на так называемые второстепенные расходы.
    Представим себе, что у судоремонтного предприятия, будь то БТО или СРЗ имеется собственный прейскурант на выполняемые работы. Полученные от судовладельца ремонтные ведомости рассчитаны по нему, и ведомость-смета на судно успешно согласованна с заказчиком. Но по итоговой стоимости, полученной в сводной калькуляции, исполнитель с заказчиком никак не могут договориться. Как часто такое происходит у Вас, дорогие судовладельцы и судоремонтники, и что Вы делаете в подобных ситуациях? Что для Вас значит "Дорого", а что "Достаточно"?
    Конечно, умудренный опытом директор завода сможет договориться с постоянным клиентом, снизив стоимость договора на одном судне и отстояв свою цену на другом. В результате, на заработную плату рабочих и служащих, на налоги и некоторые другие расходы денег может хватить. А содержание и развитие производства опять подождет?
    Так, кого в этом переговорном процессе, можно упрекнуть за какие-либо корыстные цели?
    Ранее бытовало такое мнение: "Один желает, чтобы были выполнены все работы и недорого, другой - как можно меньше работ и за большие деньги". Те времена прошли. Мы пришли к рынку, где каждый старается выполнить свою работу качественно. Специалисты расформированных судоремонтных заводов пытаются объединяться в малые предприятия. Те, в свою очередь, укрупняются, развивают профиль работ и осваивают новые технологии.

    В основе стоимости работ по прейскуранту лежит трудоемкость (нормо-час) умноженная на часовую ставку и суммированная со стоимостью материалов. В зависимости от принятого метода расчета стоимости работ, на каждом предприятии размер часовой ставки может быть разным. То, что предприятие включает в размер этой ставки, тоже может отличаться. Как правило, это средняя тарифная ставка рабочей специальности.
    Суммарная стоимость работ по смете еще не может стать договорной. Она может компенсировать только основные затраты исполнителя. Но чтобы обеспечить условия, необходимые для выполнения производственного процесса, предприятие несет накладные расходы. Об этом все прекрасно знают - и большие предприятия, и "дикие" бригады.
    Смета - это не просто ремонтная ведомость с проставленными ценами, это комплект документации по обоснованию свободной оптовой цены на ремонт судна. Данный комплект содержит:
- титульный лист;
- сводную калькуляцию;
- сводную ведомость материалов;
- ведомость работ специализированных предприятий;
- сводный расчет трудоемкости;
- технологическую ведомость-смету;
- другие документы.
    Накладные расходы предприятия отражаются в сводной калькуляции, в статье "Причальный тариф", "Доковый тариф". Могут применяться другие дополнительные формулировки, раскрывающие содержание показателей затратной части: "Цеховые", "Общезаводские" и "Прочие доплаты".
    Цеховые и общезаводские накладные расходы в сметной калькуляции принимаются в размере среднего процента от заработной платы. Этот процент определяется на основании предварительно составляемых смет на данные расходы. Именно эти средства идут на поддержание производственных мощностей предприятия, обеспечение электро- и теплоэнергией производства, содержание сооружений, восстановление оборудования, подготовку кадров, охрану труда и т.п.
    В сегодняшних условиях содержать завод и развивать его инфраструктуру - очень дорогое удовольствие. Учет, регулирование и планирование показателей по накладным расходам требует достаточной оперативности и гибкости. Для поддержания рентабельности производства и снижения себестоимости судоремонта руководители принимают меры к снижению затратной части. Вот здесь стоит обратить их внимание на опыт коллег, которые стали не исключть расходы на развитие, а начали бороться, в первую очередь, с потерями (простоями, перерасходом электроэнергии и топлива, недоукомплектацией штата, штрафами, пени и т.п.).
    Например, руководство БТО "Ялта" в п.Ванино просчитав затраты предприятия на центральное отопление, приняло решение о переходе на собственную бойлерную - сэкономленных средств хватило на приобретение вычислительной техники и ремонт помещения для рабочих.
    Стоит достать с запыленных полок книги по планированию и учету себестоимости на предприятиях ММФ, инструкции по составлению техпромфинплана; как в старые добрые времена, провести экономические занятия среди технического персонала в службах судовладельца и на судоремонтных заводах. Сопоставить прежний опыт работы экономических отделов с требованиями настоящего времени. Возможно, после этого большинство вопросов по приведению в порядок сметной документации будет решено.
    Если судовладельцы пойдут навстречу, и дадут соотечественникам возможность выполнять свою работу за запрашиваемые по договорам суммы, то и швартовать суда будет приятнее у благоустроенных пирсов, и заводчане будут работать в трюмах в чистых спецовках.

    Уважаемые читатели, если тема статьи Вам интиресна, присылайте , пожалуйста, свои вопросы, мнения, пожелания - мы вместе обсудим их на страницах журнала.
    В следующий раз предлагаю рассмотреть вопросы учета стоимости материалов в смете и расцеховки работ.

 

ГЛАЗЫРИН Ю.А.
atoll@stl.ru


 


TopList