СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало
см."Флотэксперт" №5-2005, №1...3-2006)
Учет
стоимости материалов в смете
Как-то с коллегами-судоремонтниками мы
обсуждали предварительную стоимость ремонта
судна и ее формирование, и один из собеседников с
задором заявил: "Нет проблем! Поторговались и
договорились о конкретной сумме. А дальше - сами
разберемся и деньги распределим куда надо."
Просто замечательно! Это рынок.
Возможно, для малых частных
предприятий и частных судовладельцев с
небольшим количеством судов и большой прибылью,
такая схема договоренности вполне приемлема.
Проблемы, возникающие перед завершением
ремонтных работ, точнее, проблемы с превышением
затрат, решаются путем уточнения причин и
документальным подтверждением. Каждая из сторон
об этом знает и готова идти на убытки в случае
конфликта.
А что происходит на больших
предприятиях и в крупных судоходных или
рыболовных компаниях?
Во избежание конфликтных ситуаций они
стараются как можно тщательней подготовить
документацию на ремонт. Предварительный расчет
формирует сумму лимита, которую судовладелец
включает в бюджетный план. Перерасход лимита на
ремонт и обслуживание судов влияет на снижение
финансовых показателей других бюджетных статей
(снабжение, зарплата, фонд развития, премиальный
фонд и т.д.).
Судоремонтное предприятие (СРП) также
заинтересованно в более качественном
предварительном расчете заявочной ведомости.
Ведь неоправданно завышенная сумма отпугнет
заказчика, а заниженная расценка может стать
серьезной причиной срывов работ.
Неприятности не нужны ни тем, ни
другим.
Что в большей степени влияет на
предварительную и фактическую стоимость
ремонта?
Попробуем разобраться.
Ещё раз повторим, из чего состоит
отпускная (контрактная) стоимость ремонта судна.
Стоимость работ +
Стоимость материалов, СЗЧ и полуфабрикатов с
учетом транспортно-заготовительных работ +
Стоимость контрагентских услуг + Накладные
расходы и все это, умноженное на Контрактный
(Договорной) коэффициент.
В большинстве случаев при заключении
контракта стороны учитывают возможность
изменения фактической или окончательной
стоимости ремонта судна. Это связано с
результатами заводской дефектовки, включением
дополнительных неучтенных и сопутствующих
работ, изменением рыночной стоимости материалов
и СЗЧ, погодными условиями, влияющими на
продолжительность стоянки судна в ремонте и т.п.
Если по формированию и расчету сметной
стоимости работ (зарплаты рабочих) и накладным
расходам СРП мы с вами уже что-то выяснили в
предыдущих статьях, то теперь попробуем осветить
самую трудную тему в определении стоимости
ремонта судна - это стоимость материалов.
Большое значение в подготовке расчета
предварительной сметной стоимости имеет выбор
метода определения стоимости материалов - по
практическому опыту, по инструкции, как диктует
рынок.
Практический опыт.
Судовладелец берет за основу
ремонтную ведомость (РВ) или смету на предыдущий
ремонт судна, где завод уже просчитывал
стоимость и работ и материалов. Вносит изменения
по объёмам работ и материалов, пропорционально
корректируя их стоимость. В лучшем случае
применяет повышающий поправочный коэффициент.
По инструкции.
Вот что гласит выдержка из "Общих
указаний по применению прейскуранта на
судоремонтные работы №26-05-24 (заводской),
причального и докового тарифов и определению
свободных оптовых цен при ремонте судов на
СРЗ":
…"Расход материалов в
смете определяется на основании:
- Справочника нормативного расхода основных
материалов на единицу параметра прейскуранта
№26-05-24;
- Таблиц весов, нормативов расхода и отходов
основных материалов, используемых в судоремонте;
- Чертежей, технических указаний, дефектовочных
актов;
- Заводских норм расхода материалов.
В сметы на ремонт судов
включается стоимость материалов и покупных
изделий по ценам приобретения"...
Если расценка РВ велась по УКН-ам
(Унифицированные калькуляционные нормативы на
ремонт судов флота рыбной промышленности МРХ
СССР, Ремрыбфлот, ЦКТИС, 1978 г.), то в них для каждой
конкретной работы указаны нормы расхода
материала, а стоимость также должна определяться
по ценам приобретения.
Как судовладелец должен определить
количество и стоимость материалов в РВ?
Допустим, у него, как в прошлые времена,
имеется в наличии прейскурант со всем комплектом
сопутствующих справочников и есть вся
конструкторская и техническая документация по
судну. Имеются, даже, результаты дефектации
предыдущего ремонта, где отражены объемы работ
на последующие периоды ремонтов.
И вот, в соответствии с правилами
расчета смет, судовладелец определился с объемом
основных и вспомогательных материалов.
А стоимость?
Надо выписать все материалы из
заявочной РВ, взять прайс-листы поставщиков
материалов и СЗЧ, выбрать соответствующие
позиции и вписать цены в список материалов по РВ,
потом перемножить на расход и сложить все вместе.
При этом требуется учесть транспортный
коэффициент, НДС, поправочный коэффициент для
предполагаемого СРП и возможно ещё что-нибудь...
Заявочная РВ на капитальный ремонт
судна подается на заводы, как правило, за 6
месяцев до постановки - как изменится рыночная
стоимость материалов у производителей и
поставщиков за этот период неизвестно.
И ещё проблема.
Завод, в свою очередь, после подписания
контракта, готовит производство и материалы в
указанных объемах.
После предварительной дефектовки и
согласования выявленных дополнительных объёмов
работ увеличивается и контрактная стоимость
материалов и СЗЧ. Одной из причин является
старение флота. Много судов сегодня имеют
возраст более 25 лет. Детали механизмов,
конструкций и узлов перешли предельно
допустимый срок по износу.
Пример: старший механик включил
максимум работ по механизмам МКО
(Машино-котельного отделения) с категорией
текущего или среднего ремонта, замену наружной
обшивки и палуб заложил предварительно в объеме
50 кв.м., наплавку швов - 10 м. По стоимости смета
лимит, определённый судовладельцем, не
превысила. Но в положенный период 1/3 ремонта,
дефектовка показала необходимость замены 250 кв.м
обшивки, 150 метров наплавки швов, а основные
механизмы МКО, включая ГД и ВДГ (вспомогательные
дизель-генераторы), потребовали перехода по
объемам работ в категорию капитального ремонта с
дополнительной заменой и изготовлением
комплектующих. Расход материалов и их стоимость
во много раз превысили плановые показатели.
Завод не готовил таких объемов, дополнительные
материалы пришлось поставлять в срочном порядке
и не по самым низким ценам. Заказчику выставлены
счета на дополнительные объемы работ и
материалов.
В таких ситуациях судовладелец
выходит за рамки лимита в несколько раз.
Оперативность учета затрат по
материалам в судоремонте, пока не на самом
высоком уровне. Это негативно отражается на
работе завода, судовладельца и на флоте в целом.
Возможно, я повторюсь, но такие факты
еще не редкость. Когда отремонтированное судно
уходит с завода, все документы между
судовладельцем и заводом оформлены и закрыты,
бухгалтерия через месяц предоставляет отчет по
расходу материалов на складе. И в этом отчете
фигурируют затраты по закрытым заказам. Иногда
данные приходят с двухмесячным опозданием. Для
бухгалтерии это нормально. К концу отчетного
месяца готовится складской отчет, а еще через
месяц свод по бухгалтерским складским проводкам.
Вот здесь всплывают, как грибы, огромные,
несогласованные с судовладельцем затраты на
материалы, которые были использованы в работе.
Договориться о возмещении затрат бывает трудно.
Для недопущения таких ситуаций
предприятия переходят на комплексную
автоматизацию и используют специализированные
промышленные системы автоматизации управления
производством, позволяющие учитывать затраты по
рабочей силе, материалам, текущим накладным
расходам в реальном времени, но это отдельная
тема для следующих статей.
Как диктует рынок.
Для оперативности предоставления
предварительной стоимости ремонта судна
исполнитель рассчитывает стоимость работ под
фактических рабочих, а стоимость материалов
принимается в процентном соотношении к
стоимости работ. Это соотношение составляет от 15
до 25 % для БТО или СРП, а для плавающих бригад или
малых частных судоремонтных организаций от 50 до
100 % к расчетной величине зарплаты рабочих. В
любом случае, по окончании работ судовладелец
может получить данные о фактических затратах на
использованный материал. Эти данные основаны на
опыте работы предприятий, фактическом освоении
объёмов, способности договариваться и
качественно выполнять договорные обязательства.
Подведем некоторые итоги.
Расчет стоимости материалов в смете
можно производить тремя способами:
- по фактической стоимости материала;
- по стоимости комплектов материалов (норм
расхода) из прейскуранта работ предприятия;
- по процентному соотношению к стоимости работ.
Учет стоимости материалов в смете и
его объёме сегодня вести без использования
компьютерных технологий уже невозможно.
Бухгалтерский учет материалов у многих
поставлен и автоматизирован. Складской учет
кое-где ещё требуется привести в соответствующий
порядок. Оперативность получения сводных
статистических данных по стоимости и объёму
материальных затрат является залогом успешного
развития любого предприятия, игнорировать этот
факт нельзя.
С рассмотренной темой
тесно связан не менее важный вопрос расцеховки
работ и материалов, который мы планируем
рассмотреть в следующем номере.
ГЛАЗЫРИН Ю.А.
|