Компания Атолл

Статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N5 2006г

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ N5 2006г

N1 2008

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007
N6 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ

СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало см."Флотэксперт" №5-2005, №1...4-2006)

    РАСЦЕХОВКА РАБОТ
    Для начала разговора на эту тему, следует задаться некоторыми вопросами:
- кому и зачем нужна расцеховка работ ремонтной ведомости?
- в какой момент при составлении заявочного перечня работ или ремонтной ведомости требуется расцеховка?
- нужна ли расцеховка для предварительного расчета сметы на ремонт судна?
- и что, собственно, значит понятие - расцеховка?

    Все, что обсуждалось в предыдущих материалах, еще не дает полной картины составления действительно качественной ремонтной документации на всех этапах ее подготовки.
    Во времена плановой экономики социалистического строя вся работа любой промышленности была четко расписана в нормативных документах. В системе технического обслуживания флота учитывались все ресурсы: собственные силы судовладельца, его БТО и судоремонтные заводы. Для оперативного учета текущей загрузки этих подразделений и перспективного планирования требовалась упорядоченная система отчетности. Следовательно, принимался большой комплекс мер в этом направлении, от разработки форм технической документации и правил их оформления до введения классификаторов. Для статистической отчетности предприятий судовладельцев и смежных предприятий, в том числе судоремонтных, была разработана система общеотраслевых классификаторов. Каждое министерство вводило собственные классификаторы технико-экономической информации для АСУ [1].
    В рекомендованных для подготовки РВ формах появились поля, которые личный состав судна, технические службы пароходств просто игнорировали и не заполняли. Эти поля предназначались для цехов и специальностей исполнителя работ. Да и откуда старший механик мог знать, из какого цеха и какой специальности должен быть "дядя Вася", который будет ремонтировать гидроцилиндр твиндечной крышки?
    С другой стороны, используя полный комплект нормативной документации (прейскуранты, сборники, типовые ремонтные ведомости, приложения к ним) [2], после долгих трудов, требуемые колонки можно было заполнить. Возникает вопрос – зачем и для чего? Если для той судоремонтной базы, которая имеет структуру подразделений, соответствующую тем же нормативным документам, то это облегчит им работу по подготовке калькуляции работ в смете, а если такого организационно-технического соответствия нет, то время стармех потратил зря.
    У наличия информации о профессии исполнителя работ были и положительные стороны. Работы по РВ можно было рассматривать не только для одного предприятия-исполнителя, но и передавать часть работ другому предприятию, заранее определившись со специализацией. Несложные или не требующие высокой квалификации работы личный состав мог определить как саморемонт, т.е. выполнить своими силами [3].
    Но как в прошлые годы, так и сейчас, РВ предприятия получают не расцехованными.
    Расцеховка – это процедура определения цеха-исполнителя, которая производится при приемке судна в ремонт на совещании, где присутствуют представители экипажа судна, судовладельца и судоремонтного предприятия. На этом совещании зачитывается каждый пункт РВ. Если вопросов по работе из РВ не возникает, то завод (или БТО) сразу определяет цех. Если работа в РВ (пункт РВ) описана не полностью, или требуются уточнения, то по ней определяют процедуру дефектовки и подключают технологов. Они, в свою очередь, определяют какие работы необходимо выполнить, и какое подразделение для этого будет задействовано.
    На этом расцеховка не заканчивается. После приемки судна в ремонт и начала ремонта многие узлы и механизмы демонтируются, дефектуются, разбираются. Уточняются, выявляются дополнительные работы [6]. Определяется необходимость работ по внутризаводской кооперации, т.е. для восстановления технических параметров какого-либо механизма задействуются специальности различных цехов, иногда часть работ передается на другие судоремонтные предприятия на условиях договоров субподряда. Это может зависеть от технического оснащения подразделений предприятия, наличия инструментов и оснастки, транспортных средств, рабочих площадей и помещений, отработанных технологий. Например, для ремонта вспомогательного котла и его систем требуются в качестве исполнителей котельщики корпусного цеха, изолировщики молярного участка, арматурщики трубопроводного цеха, автоматчики специализированных предприятий, и т.д. Для выполнения некоторых работ может быть востребовано до двух десятков специальностей различных подразделений (капитальный ремонт ДВС, холодильных установок, промыслового оборудования).
    В силу того, что стоимость судоремонтных работ (без учета стоимости основного материала) связана с величиной тарифа и накладных расходов исполнителя, судовладелец вынужден для экономии своих затрат рассматривать вопросы перераспределения работ по предприятиям, у которых тарифы и накладные расходы не самые высокие.
    То же касается и вспомогательных материалов для работ. Если нормосборники имеют списки материалов под принятые объемы работ для каждой специальности, то есть возможность определиться с их поставкой: будет приобретать материалы судовладелец или исполнитель.
    Функции финансового планирования судоремонтных работ в настоящее время легли на плечи судовладельца. Это не значит, что опыт Госплана СССР сегодня не нужен, наоборот. На мой взгляд, некоторые технические службы его успешно применяют. Определяясь по исполнителям работ в процессе подготовки заявочной РВ, т.е. присваивая каждому разделу РВ предприятие или участок базы ремонта, а пункту РВ лимитирующую специальность, по информации полученной из документации предыдущих ремонтов, или по справочной информации заводов, групповые механики могут заблаговременно связаться с предполагаемыми исполнителями и уточнить детали по работам РВ еще до принятия решения: получить информацию о технической готовности, наличии документации, размерах тарифов и накладных расходов. Это поможет сделать предварительный расчет стоимости работ, заложить определенные суммы в бюджетный план, вывести из РВ пункты, которые сможет выполнить экипаж (саморемонт и работы в обеспечении).
    Такой удобный документ может быть составлен при условии предварительного расчета по прейскурантам, действующим на судоремонтном предприятии-исполнителе. Для завода или БТО после приемки и получения уточненной РВ будет достаточно корректировки данных и объемов работ по результатам заводской дефектовки [9]. После подготовки цеховых предварительных ведомостей работ (это списки работ, сгруппированные по подразделениям – исполнителям), планово-диспетчерская служба совместно с технологической составляют графики проведения работ для цехов в необходимой последовательности, графики докования, графики поставки материалов [10].
    Оперативность подготовки таких документов напрямую связана со степенью автоматизации управления производством и автоматизацией рабочих мест; наличием справочной информации, согласованной между службами судовладельца и береговыми предприятиями; желанием работать по современному, не растрачивая опыт профессионалов.

    Автор и редакция надеются, что читатели пришлют свои отзывы, предложения и пожелания по обсуждаемой теме, чтобы подвести какой-то ее итог в послднем за 2006 г. номере журнала "Флотэксперт".

ГЛАЗЫРИН Ю.А.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] – Классификаторы технико-экономической информации (ТЭИ) АСУ "СРЗ", РД 31.07.13-83
[2] – Справочник судового механика. Грицай Л.Л., М., "Транспорт", 1974 г.
[3] – Временные нормы времени и расценки на судоремонтные работы, выполняемые экипажами судов. РД 31.96.219-87
[4] – Положение о ремонте судов на заводах Минморфлота СССР, РД 31.50.03-89;
[5] – Положение о ремонте судов рыбной промышленности. Минрыбхоз СССР. 1989 г.
[6] – Инструкция по предремонтной дефектации судов. РД 31.20.82-83
[7] – Экономика морского транспорта. Корякин С.Ф. , М., "Транспорт", 1971 г.
[8] – Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях ММФ. 1972 г.
[9] – Инструкция по составлению смет на ремонт судов ММФ. РД 31.51.19-87.
[10] – Инструкция о внутризаводском планировании, учете, отчетности и цеховом хозяйственном расчете на СРЗ. СТП ЖАЮТ 22.003-88.


Top.Mail.Ru

Top.Mail.Ru