Компания Атолл

Статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N1 2006г

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ N1 2006г

N1 2008

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007
N6 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ
СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало см."Флотэксперт" №5-2005)

    В предыдущей статье мы рассмотрели предложение по использованию классификации разделов и комплектов работ "Типового прейскуранта" и формирования на его основе "Прейскуранта предприятия".
    Нет необходимости включать в прейскурант полное описание работ. Пооперационное выполнение работ раньше описывалось в Приложении к Прейскуранту ("Характеристики условий…"), в самом же нормативном документе присутствовало только краткое содержание работ в одну-две строки и код.
    По коду сметчики ориентировались достаточно просто и уверенно. Первая цифра - раздел, первые три - комплект. И наоборот, по содержанию указанных работ в пункте заявочной ремведомости (РВ) определялся раздел, указанный механизм в РВ сверялся с Приложением для определения номера комплекта, а результаты дефектации сверялись с содержанием полного описания работ по этому комплекту. В результате чего в Прейскуранте выбиралась подходящая запись или группа записей, по содержанию соответствующих наименованию работы в РВ.
    В тексте краткого описания работ по Прейскуранту, можно использовать уточняющую информацию о самом комплекте, диапазонах технических данных, месте расположения, методах ремонтных работ, условиях работ и т.п.
    Если работа может иметь множество различных условий, отличающихся от оптимальных, тогда такие отклонения сводятся в примечания, и для расчетов не обязательно применять прямые нормы. Любые отклонения регулируются коэффициентом, повышающим или понижающим оптимальный норматив.

Что выбрать за основу для расчетов, нормо-час или рубль?
    Во времена жесткого планирования при Коллегии Министерства Морского Флота была создана комиссия, разработавшая ряд мероприятий по созданию единой нормативной базы для судостроительной и судоремонтной отрасли. В эту комиссию были включены ведущие специалисты министерства, пароходств, судостроительных и судоремонтных заводов, входившие в состав ММФ СССР.
    В министерстве приняли решение о сборе информации по типовым работам со всех подведомственных ММФ заводов и приведении их в соответствии с нормами выработки на единицу объема. Был проделан титанический труд по анализу и параметрическим расчетам трудозатрат более двадцати СРЗ, разработаны и утверждены нормативные документы. В этих документах учтены все особенности каждого предприятия, позволяющие применять собственные нормативы, региональные условия и экономические обоснования. Но искажать или безосновательно изменять норматив категорически запрещалось инструкциями. В основе расчетов стоимости работ по прейскуранту был использован нормо-час, исходные данные для которого получили от заводов. Тариф был усреднен и установлен по всему Советскому Союзу в размере 3,5 рубля.
    Именно эти нормы применяют сегодня на заводах для определения предварительной стоимости судоремонтных работ, и именно их используют при арбитражных спорах по фактическому освоению средств и оплате выполненных работ. Ведь, при сегодняшней организации труда и используемых технологиях средняя продолжительность работ в нормо-часах за последние 20 лет мало изменилась. Растет только тариф и накладные расходы, которые надо уметь правильно рассчитывать и защищать исполнителю.
    Дополнительные (не учтенные) работы изменяют объем и стоимость ремонта. Ранее существовало строгое положение, указывающее что дополнительные работы при согласовании стоимости должны расцениваться с применением коэффициента 2,5. Причина проста: исполнитель должен был выполнять работы без предварительной подготовки производства к ним, а это требовало дополнительных затрат. К сожалению, сейчас многие вынуждены принимать дополнительные работы без применения этого условия. Они или не знают о его обязательности или стараются не портить отношений с заказчиком.
    В "Общих указаниях" по применению единых нормативных документов отслеживается строгая система, позволявшая содержать в исправном техническом состоянии и развивать флот великой морской державы.
    Бессистемный подход к процессу подготовки расчетных данных сметной документации влечет за собой постоянные отвлечение сил и средств; дезорганизацию в подготовке производства; срывы сроков согласования и выполнения работ. В конечном итоге это может привести к разрыву отношений между судовладельцем и судоремонтным предприятием.
    В 2006 г. на страницах журнала мы можем продолжить обсуждение важных, на мой взгляд, вопросов по сметообразованию:
Что удобнее: нормо-час или рубль?
Что выгоднее, а что правильнее?
Где и как учесть накладные расходы?
Что делать с расцеховкой работ?
Как учитывать в смете расход материалов?

ГЛАЗЫРИН Ю.А.
atoll@stl.ru


TopList