СМЕТЕ
- ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало
см."Флотэксперт" №5-2005, №1-2006)
Если посмотреть в прейскуранты и нормосборники
прошлых лет для судоремонтных работ, мы увидим
безусловное применение в них в качестве
основного расчетного показателя нормативную
трудоемкость, измеряемую в нормо-часах.
В этих документах указанный
показатель взят на основании опытных норм,
технологических карт и технических указаний на
производство ремонтных работ, где четко
расписывался состав исполнителей по
квалификациям специальностей и разрядной сетке.
Кроме того, на производительность труда влияют
применяемые технологии, оборудование и
инструменты. Так как на каждом предприятии
работы по восстановлению технических параметров
судовых устройств и систем выполнялись с
применением различных технологий, но результат
должен был соответствовать одним и тем же
параметрам, то нормативы на выполнение
одинаковых работ, естественно, отличались по
каждому судоремонтному предприятию (СРП).
Для приведения к типовым или
унифицированным калькуляционным нормам
выводилось среднее значение нормо-часа и
рекомендовалось использовать поправочные
коэффициенты на технические параметры, условия
выполнения работ (территориальные,
климатические и т.п.), характеризующие отклонения
от принятых нормальных условий.
Как видите, о стоимости самих работ
речи не шло. Причина тому - применение различных
форм финансово-экономической системы управления
предприятий.
Только в период перехода к
хозрасчетной системе стали делать упор на
стоимость работ. И в Прейскурантах трудоемкость
(нормо-час) была заменена на отпускную цену
(рубль).
Что удобнее: нормо-час или рубль?
Рубль понятней - не надо перемножать на
непонятные для судовладельца переводные
коэффициенты, накладные, тарифы и прочее. В рубле
уже все присутствовало, пусть даже он и назывался
по-разному. На заводе, при распределении работ
сметы по цехам, фигурировал уже не простой рубль,
а рубль НСО (нормативная стоимость обработки).
Для исполнителя, рабочего или мастера участка
это становилось постоянной головной болью, ведь
в НСО была заложена не только зарплата, но и
материалы, цеховые и заводские расходы. Их доля
постоянно менялась распоряжениями
экономического отдела. В смете появился другой
рубль - сметная стоимость работ. Она отличалась
от отпускной стоимости, у которой был
собственный рубль (на три рубля с лишним дешевле
сметного). Молодым специалистам без специальной
экономической подготовки или подробных
консультаций со "стариками" разобраться во
всем этом было совершенно невозможно. Например,
главное, что лично я тогда усвоил: понятие
"сметная стоимость" применялось только на
диспетчерских совещаниях и в различного рода
справках для экономистов. В бухгалтерской
отчетности фигурировала только "отпускная
цена". Значит, юридической силы "сметная
стоимость" не имела. Но с ней было удобно
работать экономистам: рассчитывать плановые
показатели, составлять сводные отчеты, выводить
новые поправочные и сметообразующие
коэффициенты для подразделений предприятия.
Некоторые предприятия стали
показывать в своих сборниках цен стоимость работ
в долларах США. Сегодня, как пишут мне читатели
статей, применяется уже и собственная валюта,
например, в Украине - гривна. Такой подход,
наверное, более правильный и понятный для
потенциального заказчика на судоремонтные
работы.
Приведу фрагмент моего ответа
читателю на вопрос: "…если мы откажемся от
расчета трудоемкости в нормо-часах, то каким
образом будем считать себестоимость отдельных
заказов и анализировать рентабельность?"
Следует отметить тот факт, что
основным критерием для расчета стоимости в
рублях, долларах, гривнах или гульденах является
действующий на предприятии тариф, умноженный на
тот самый нормо-час (время, затраченное на
выполнение конкретной работы).
А уж, как быстро или медленно выполняет
данную работу рабочий или бригада, зависит от
профессионализма; технологического,
административного и материального обеспечения
производства; и не в последнюю очередь, от
производственной дисциплины. На это существует
(или должна существовать) нормативная база, то
есть комплект организационно-руководящих
документов, начиная с положения о самом
предприятии и заканчивая должностными
инструкциями каждого работника. Об этом хорошо
сказано в Стандартах Системы менеджмента
качества ИСО 9001-2001 (пусть слова и не русские, но
полезные для всех).
Как-то я приводил пример выяснения
стоимости замены изоляции переборки в
реф.отделении по одной из смет, когда на эту
работу завод установил очень высокую стоимость.
Разделили ее на согласованный тариф и
получилось, что 7 кв.м изоляции надо было менять 72
часа, т.е. почти две недели. Таким образом,
стоимость ремонта судна поднимали увеличением
стоимости работ, и дело доходило до абсурда. А на
самом деле, 7 кв.м изоляции меняют за два дня!
Вопрос: за что же платить? За работу, за
разгильдяйство и простои рабочих, за ковровые
дорожки в управлении? Естественно, что
судовладелец начинает задавать эти вопросы,
пусть даже после ремонта, он же все видит сам. И
потому, на следующий раз он ставит свой флот туда,
где есть порядок. Для нашего региона это уже -
Китай, Сингапур, Ю.Корея или Вьетнам.
Так что и в ваших прейскурантах в
основе расчета стоимости тоже присутствует
нормо-час. Правда, только в первоначальном
Прейскуранте 26-05-24 (1991 г.). Позже в дополнение к
нему вышел сборник Трудоемкость (1995 г.) как
пояснение (откуда ноги растут), а состав работ,
расписывался в Характеристиках (Приложение к
прейскуранту) - об этом я рассказывал в
предыдущих статьях.
Какой бы ни была инфляция, и как бы ни
менялась цены на продукты питания, бензин, хлеб,
сварщик не сможет заварить шов на обшивке судна в
три раза быстрее, а маляр очистить и окрасить 3000
кв.м за два часа. Отсюда стоит сделать вывод:
базой для расчетов стоимости работы (без учета
материалов) остается нормо-час. Возможно
УкрНИИМФ прав, что ориентируется на рыночные
цены, и предпочитает считать все в долларах. Так
удобно. Но готовы ли предприятия к конкуренции с
Германией, Норвегией или Финляндией? Вы их
спросили? И что будет с долларом ближайшие
пару-тройку лет?
Что выгоднее, а что правильнее?
Отслеживать трудоемкость во время
перехода на рыночные цены стало неудобно - проще
набирать работы подороже. Дешевые позиции просто
исключались заводом или отдавались
субподрядчикам (о качестве можно не говорить).
Похоже, и сегодня коммерческая деятельность СРП
на том же пути.
Но для судна главное - обеспечение
живучести в соответствии с Требованиями
Морского Регистра Судоходства. И стоимость работ
отходит на второй план, уступая приоритет
Техническим указаниям по эксплуатации и ремонту
и соблюдению всех технологических процессов,
какими бы они ни были - дорогими или дешевыми.
Правильнее - грамотный расчет и гибкое
применение тарифов, которые учитывают
экономические показатели конкретного
предприятия.
Прошу читателя относится
к материалам статей не как к научному труду, а как
к обсуждению и размышлению о настоящем и будущем
актуальных вопросов отечественного судоремонта.
На очереди: учет накладных расходов,
учет стоимости материалов в смете, расцеховка
работ.
ГЛАЗЫРИН Ю.А.
|